Добрый день! Внимание, сейчас вылетит птичка! "Сыр" не нужно произносить, просто будьте естественны и непринужденны. Если вы хотя бы пару раз в месяц берете в руки камеру, мои заметки могут пригодиться.
Конечно, было бы легче строить беседу в диалоге.
Я расскажу, как выгодно построить кадр, что делать, если съемка не удалась, поговорим о технике.
Я сама ежедневно учусь у профессионалов, мы с Вами будем на равных - учиться и искать ответы на вопросы, возникающие у людей, любящих фотографию.
Здравствуйте, соратники по оружию! Я - Наталья Казанцева, имела счастье впервые взять в руки фотоаппарат 5 лет назад. Это была цифровая камера, не зеркалка - SONY DSC-HX1. Взглянула на мир через видоискатель, и пропала!
Сколько открылось интересного и примечательного в простых, казалось бы, вещах, будь то тень от обычной травинки, или непритязательный цветочек в росе, или лучик солнца на виноградинке, или очертание обыденных предметов, которые мы берём в руки каждый день! Всё это я видела, как в первый раз! Получилось так, что испытывать камеру, сделав первые щелчки, мне довелось солнечным октябрьским днём, на даче. Зная, что там уже ничего нет - ни цветов, ни овощей (у нас в Сибири - ранние заморозки), мы с мужем заехали к знакомому коллекционеру и взяли напрокат несколько старинных вещиц. На даче я и приступила к испытаниям. Абсолютно ничего не знала ни о режимах съёмки, ни о настройках, ни о функциях. Наскребла что-то из "живого материала" - ягоды калины, морозостойкие анютки, маленькие тыковки и в купе с раритетами от коллекционера, стала сооружать картинки из них - в доме, на крылечке, на траве и т. д. и снимать...
Дома продолжила. Допустим, сварив кофе и взбив к нему молочную пену, я удивлялась её воздушности, неслась по квартире в поисках чего-то белого и лёгкого, чтобы водрузить рядом - подыграть этой теме, или, снимая чашку с чёрным кофе, бросала к нему горсть зёрен, ставила рядом что-то подходящее по тематике и дизайну. И всё это по наитию, так просила душа...
Затем, вступив в группы фотографов-любителей на ОК, пересмотрев кучу работ мастеров на других сайтах, снимающих натюрморты и композиции, поняла, что это - моё! Пересматривая некоторые, полюбившиеся произведения мастеров, прямо фотографировала их ГЛАЗАМИ, (что и сейчас делаю!)! Постоянно думала анализировала - как построена картина, что включает в себя и почему? Пыталась понять принцип составления композиции и мотивы автора. Камеру осваивала "методом тыка", проб и ошибок. Читала литературу, в интернете находила информацию, ведь до этой поры для меня значения слов, например, "диафрагма", "выдержка", "экспозиция", "грип", "шумы" или "боке" были, что химическая формула топлива для атомных ракет - для дилетанта! Во многом разобраться помогла наша Фотошкола. В первый набор я не успела попасть, потому занималась параллельно с учениками - в Продлёнке. Также проходила теорию, выполняла домашние задания, Николай Вакатов уделял внимание и нам, продлёнковцам, проверял, оценивал.
Так и повелось. На мир теперь смотрю и пытаюсь передать отношение к нему... через предметы, посредством которых складываю свои картинки. Беря в руки новые (старые), обычные, или наоборот, раритетные вещи, начинаешь задумываться: когда жили, в чьих руках побывали?
Ведь они, как свидетели прошедших дней, рассказывают о переплетениях чьих-то судеб, несут в себе информацию об эпохе. Для составления полной картины подтягиваешь другие предметы, подходящие по фактуре, цвету, эпохе, а также текстиль, если необходим, подыскиваешь подходящий фон, расставляешь акценты и прочее, что, на мой взгляд, будет гармонично сочетаться и донесёт мысль до зрителя. В этом мне помогло, видимо, увлечение дизайном интерьеров. Одно время я крепко подсела на это, хотя моя работа и профессия очень далеки от творчества. Но такие понятия, как, допустим, "цветовой круг" или "гармоничное сочетание комплиментарных цветов" - для меня знакомы, понятны и интересны. Сюжеты своих будущих картинок складываю в голове, обдумываю, вынашиваю, мысленно выстраиваю. Очень часто бывают и спонтанные работы. Когда увижу серебро дождя на оконном стекле, или золото осени - в лучах солнца - за окном, или светящиеся цветы на даче, на фоне которых можно создавать картинки. Очень люблю снимать на живом фоне - будь то стог сена, старый серый забор, или грубо оштукатуренная стена дачного домика. Тогда фон у меня является действующим лицом картины и создаёт соответствующее настроение.
Если у меня в голове зародилась картина, не успокоюсь, пока не воплощу её. Лето - это моя стихия! Ведь это такой простор для творчества! Хочется передать многое - и трепетность маков, и непритязательную красоту ромашек, и обаяние скромных васильков, и аромат свежих ягод, и налитую спелость колосков! Мои картинки - сюжеты постоянно в голове!
У меня исписано кучи блокнотов и стопы бумаг с эскизами и перечнем реквизита для каждой работы. Снимаю в любую свободную минуту, в любой обстановке - в поездках в том числе. Пейзажи - лютики - цветочки пробовала фотографировать, но... Не затягивает! Мне просто жалко времени терять, ведь я тогда не успею воплотить задуманное! Хотя ни одной поездки, ни одного мероприятия я не провожу без камеры в руках. Снимаю... Но!... Кучи, залежи кадров лежат, не разобранные, - годами, т. к. на них не остаётся времени! А свои картинки - композиции НЕ МОГУ НЕ СНИМАТЬ!
Вот я и подошла, наконец, к главному, что нужно было сказать - о видении фотографа. Но получилось, что я повествовала о видении... не в общем и главном, а, в частности, - на свою любимую тему. Снимать композиции, натюрморты, считаю нужно в том случае, если НЕ МОЖЕШЬ НЕ СНИМАТЬ! Если ты хочешь рассказать ИСТОРИЮ, или ОТНОШЕНИЕ к явлению, или показать КРАСОТУ - предмета ли, цветка ли, - посредством составления картинки! Если ЧЕШУТСЯ РУКИ, если ты не можешь дожить до утра, чтобы воплотить задуманное! Если тебе хочется поделиться тем, что видишь - со всем белым светом! И если это удаётся, если тебя поняли - нет лучшей награды! Не говорю о необходимости приобретения знаний и навыков фотографа, без них - никак! Когда тебе интересен предмет, тема, ты сам станешь искать источники и мастеров, чтобы получить информацию. Без знания основ композиции, умения пользоваться светом, настройками камеры, вряд ли получится хороший результат. Вот такие мысли бродят в моей головушке. Спасибо всем, кто смог дочитать это до конца!