Поговорим о композиции
Дорогие мои фотографинюшки! Кто-нибудь сталкивался с бессонницей, когда надо крепко посапывать в мягких подушках, а нос никак не хочет сопеть, а хочет нюхать кофе, ум светел, как никогда днем, и выдумывает всякие всякости, и рассказывает мне интересные истории? Сегодня такой день, то есть такая ночь с кофе и компьютером.
В предутренних бдениях поговорим о композиции. Это понятие у фотогуру стоит на втором месте по значимости, на первом экспозиция, говоря детально - выдержка, диафрагма, значение ISO. Но мы с Вами девочки волшебные и нетерпеливые, поэтому, как Скарлет о'Харра, подумаем об экспозиции условно завтра, пока рассмотрим несколько ключевых моментов, отчего фотография бывает "вкусной".
Что я подразумеваю, говоря о вкусности картинки? Вы смотрите, и хочется смотреть, Вам приятно, в душе гармония от увиденного, либо изображение цепляет, Вы думаете, достраиваете историю, либо задаете вопросы: кто это? Что за история? Где? Не остаетесь равнодушными, другими словами.
Первое, что нужно помнить, кадр, который дарите миру, не должен быть случайным, наполните его на строением и чувством, смыслом.
Второе, конечно, существуют несколько правил, по умолчанию используемых фотографами, даже в исключениях прослеживается два главных из них: правило третей и диагонали. В портретной съемке тоже нужно придерживаться некоторых необходимых моментов.
1) чаще всего мы снимаем людей, своих домашних питомцев. Помните, что главное в кадре все-таки Ваша модель, а не ковер на стене! Расположите модель в центре кадра и немного сместите в лево или право, если это группа людей, заполните рамки кадра так, что бы никто никого не закрывал, особенно лица. Следите за пространством над головами, его не должно быть много, но макушки тоже "не режьте", руки желательно тоже оставить в кадре. Это о портрете, где-то по пояс. Если мы делаем ростовую композицию с людьми, подойдите особенно тщательно. Ростовой портрет один из сложных видов фотографирования, даже умудренные фотографы предпочитают ломаные фигурные портреты (человек сидит, присел на корточки, облокотился, лежит), на которых верные пропорции не так важны. И все равно дам несколько советов по съемке в рост. Ноги! Что бы ноги были длинными, снимайте снизу, сядьте на корточки, слегка привстаньте, смотрите внимательно, как меняются пропорции в зависимости от Вашего положения. Есть риск сильно увеличить бедра, девушкам это может не понравится! В общем, следите за изображением, делайте много кадров из разных положений приседания. Ребенка нужно снимать, ориентируясь взглядом четко напротив его груди, тогда пропорции будут наиболее четко соблюдены. Еще, лицо человека на портрете слегка поворачивайте в сторону, и оставляйте некоторое пространство перед ним, не упирайте человека в стенку кадра, что бы была иллюзия пути взгляда. Животные... Да, их сложно снимать, если они не спят, и тем не менее, у меня тоже существуют несколько приемов. Один из них- взгляд муравья, когда встаю на колени или даже ложусь и снимаю на уровне лап и груди животного или немного даже снизу вверх. Если делать съемку сверху, мы увидим лишь голову и спину, о ценности такого портрета Вашего домашнего питомца судите сами.
2) восходы, закаты, линии горизонта. Любимейший жанр! Везде, где я бываю, и могу наслаждаться огненным шаром солнца, соединением воды и неба, изломанными урбанистическими пейзажами, снимаю! Тут одно главное правило, не пилите кадр четко пополам по горизонтали, мысленно разделите пространство кадра на три части, главные горизонтальные линии располагайте либо на верхней, либо на нижней воображаемой линии, стремитесь к этому.
3) и последнее на сегодня, это диагонали кадра. Что сюда подпадает? Улочки, устремленные в даль, дороги, мосты, заборы, лесные массивы, а так же расположение фигуры человека, если это творческий такой проект. Мысленно прочертите в кадре диагонали: от одного верхнего угла к противоположному нижнему, и так же от второго верхнего к противоположному нижнему. Так вот, все объекты, так или иначе располагаемые по диагоналям, должны стремиться к главным воображаемым диагоналям. Должны стремиться, а не совпадать! Это как раз Ваше творческое пространство.
И еще один самый главный совет: чаще просматривайте работы и альбомы мастеров, Ваших друзей, которые увлекается фотографией уже давно, ходите на выставки фото и художников, классиков живописи и портрета. Принимайте и вообще настаивайте на критике друзей и коллег. Участвуйте в фотофорумах, пробуйте себя на выставках, есть много свободных интернетпроектов, где без труда и тщательного отбора Вы можете разместить свои работы, при этом видеть, насколько они популярны.
Удачной фотоохоты, дамы, и пусть весь мир подождет, пока мы щелкнем затвором камеры!