Мир глазами женщин... Интервью с Борисом Беленьким
В уходящем 2013-м центр важности для меня чудесным образом сместился в одну далекую страну, где я никогда не была, но многое из происходящего в жизни связано именно с теми дальними неизведанными краями, с Израилем. Это касается как работы, мои партнеры по компании часто ездят в Израиль к родственникам, так и увлечений фото: так же взаимодействие, обучение происходит непосредственно с прекрасными людьми, живущими там.
В связи с предстоящей Международной выставкой в Хайфе "Мир глазами женщин", искренне надеюсь, мой самолет уже разворачивается на полосе для взлета в марте 2014-го в сторону солнца, моря и фотосчастья, а я из моей зимы уже сейчас налаживаю мосты с организаторами фотобиенале. Неделя подготовки, переписки и согласования, времени встречи в он-лайн дали свои желаемые плоды. И вот 31 декабря, в канун Нового года я получила долгожданный подарок от Деда Мороза в лице организатора фотовыставки в Хайфе "Мир глазами женщин" Бориса Беленького! О! Видели бы Вы меня: с планшетом и вдохновением в глазах вещала (по ходу транспортировки меня к родителям) о фотографии, о людях и моем собеседнике: в магазинах, переполненных народом, на улицах со скользящими к домашнему очагу пешеходами, на перекрестках, нашпигованным столпотворением машин...
- Борис! Добрый день! Надеюсь, не сильно Вас отвлекаю от новогодних приготовлений, это интервью мне очень важно! Спасибо, что отозвались и приняли мое приглашение к разговору. О Вас. Всегда подозревала, что много талантливых людей покинуло Россию свое время, и сейчас, чтобы нам реализовать свои амбиции, быть услышанными и увиденными, нужно обращаться далеко за пределы... Расскажите о себе. На какой ступеньке жизни Вы связали себя с фотоискусством?
- Родился я в Витебске в 1963 году, это не совсем Россия! Географически вообще не Россия на сегодня, но я родом из СССР, для меня Белоруссия и сегодня часть одной страны... Тем более тогда... Учился в школе, будучи школьником, увлекался многими занятиями, ходил во все кружки. В 5 классе в уже далёком 1975 году пришёл в фотокружок городской станции юных техников начал фотографировать и с фотоаппаратом уже не расставался. Окончив школу, учился в училище бытового обслуживания по специальности "Фотограф широкого профиля". По окончании училища работал по специальности в различных фотоателье Витебска, при этом продолжая снимать и для души. Потом, уже во время перестройки, ушёл в пассажирский Автобусный парк, там работал газоэлектросварщиком.
- Моей первой камерой был "Зоркий", чем снимали Вы?" (Мне достался по наследству).
- Мы не были так богаты! Мой первый аппарат, это "Смена" за тогдашних 15 рублей! И вообще, хорошей камеры у меня долго не было. Переехав В Израиль в 1997 году, я взял с собой "Зенит", и снимал им до 2005 года, пока у него не развалился затвор. Примерно в это же время мне брат из Германии привёз 4-х мегопиксельную мыльницу "Трайвелер" и оказалось, что зачастую она снимала даже лучше, чем "Зенит". Итак, про жизнь уже в Израиле. Я сменил немало мест работы, а фотографировал только для себя и не думая о выставках, пока на одном из них не познакомился с Семеном Шерманом (он приехал в Израиль из Светлогорска (на Березине) он приносил и показывал на работе фотографии. Рассказывал об участии в выставках, о фотоклубе. Я подумал: ведь я все это умею! И он меня привел в фотоклуб. В фотоклубе познакомился с активистами. Посмотрел, кто, чем и как фотографирует, и понял, что мне нужен нормальный аппарат но купить аппарат, который стоит 1000 евро как-то рука не поднималась, по этому купил Фуджи Суперзум, который в 4 раза дешевле (как потом оказалос выброшенны деньги - во истину скупой платит дважды). В этом фуджи и заявленных 10 миллионов пикселей на выходе, после обработки получалась качественная 2-х мегопиксельная картина, поэтому через полгода уже приобрёл Никон д-90. Появились работы хорошего качества, стал участвовать в различных фотовыставках. В самом начале (когда я пришёл в клуб) много людей занимались устройством мероприятий, постепенно пыл охладел, в итоге практически остался один Лев Тарнопольский, и я решил, если не я, то кто? Так мы и стали главными организаторами различных персональных и коллективных выставок в Хайфе. Тарнопольскому пришла идея отметить праздник 8 марта выставкой, со второй - выставки стали международными.
Борис передает букет Алене Спивак
- Меня интересует вопрос меценатства и спонсорства. Откуда Вы, устроители выставок, изыскиваете средства на аренду залов, печать фоторабот, присланных номинантами из других стран, на рамки и оборудование, а так же на организацию торжественных частей мероприятий?
- В этом вопросе мы со Львом несколько расходимся во мнениях. Безусловно, людям с камерой, стоимостью порой в две-три зарплаты, никто ничего не должен, и это правильно. Можно спонсировать мероприятия детей, вкладывая средства в будущее, либо в инвалидов, это нормально, поддерживать социально нуждающихся. Поэтому достать деньги на организацию порой очень непросто. И, тем не менее, наш муниципалитет выделяет нам средства, предоставляет залы под фотоработы, в Хайфе понимают и поддерживают наши мероприятия такого высокого уровня, это нужно и престижно городу.
- Готовя материал о выставке, просмотрела очень много статей в интернете выставках и участниках прошлых лет. Увидела, во многих городах существуют фотоклубы...
- Безусловно, во многих городах есть общества и фотоклубы, как и в Росси, есть СОЮЗ ФОТОХУДОЖНИКОВ. Часто мы плотно общаемся с фотографами из других городов, привозим и выставляем выставки. К сожалению, в наших рядах мало молодежи, например, в клубе в Хайфе самая молодая девушка-фотограф Ксения Сандлярски, (только сегодня повесили её выставку, а торжественное открытие 14 января) ей 26 лет, и таких немного. Конечно, на улицах городов у каждого второго в руках фотокамера, но вот чтобы серьезно занимались этим, участвовали в выставках, учились, обсуждали, таких в меньшинстве.
- На каком этапе подготовка к выставке 2014 года? Кто прислал работы, какие страны?
- Уже поступило немало работ, традиционно участвуют женщины-фотографы из Израиля, Белоруссии, Украины, Болгарии, Казахстана. Я сам писал приглашения в фотоклубы разных городов, персонально фотографам. К сожалению, есть отказы, пишут, нет работ, или просто не отвечают. Хочется видеть фотохудожников из различных регионов мира, это даст возможность нам смотреть разносторонне, под разным углом на вещи.
- Для меня тоже загадка, почему мы видим такую пассивность. Что до меня, целый год ждала информацию о начале и организации выставки "Мир глазами женщин", это честь, принять участие... Борис, каков Ваш подход к отбору фоторабот? Чем Вы руководствуетесь? Бывают ли спорные моменты, когда решающим в выборе является всего один голос "за"?
- Конечно, есть и неоднозначные оценки при отборе. Бывает и так, сегодня с одним на строением смотришь работу и не видишь ее, а завтра видение иное, думаешь, почему я вчера был так критичен? Да, не последнее место в отборе решает техническое исполнение, смысл может быть глубоким, но технический брак убьет работу. И о судьбе выставочных экспонатов по завершении мероприятий. Мы имеем возможность использовать их для представления в други показах, вывозим в другие города. Имеем опыт показов в Иерусалиме, в Тель-Авиве с коллегами передаем для участия в других странах, планируем с выставкой посетить Москву.
Заместитель мэра города вручает дипломы участникам выставки фотографов Гомельщины. Вручение грамоты старейшему члену клуба Якову Борисовичу Хавину
- Мне это особенно приятно! Надеюсь, в новом году все самые амбициозные планы найдут реализацию, а мы будем очень стараться!
Борис, остались последние часы, и календарь перелистнётся еще один листок... Искренне рада, что принимаю участие в освещении красивого значимого для женщин мероприятия. Особенно приношу благодарность Вам, Борис, и Льву Тарнопольскому, за открытость, за Ваше творчество...