Мультяшное закулисье из первых уст
Сегодня у меня в гостях мой большой друг, фотограф, любитель современного искусства, путешественник Василий Лисицин. Его рассказ не совсем о фотографии, даже совсем не о фотографии, но тема очень близка, о мультипликации, о временах, когда еще не было цифры, и наши любимые мультики рисовали в ручную. Как это происходило, сейчас мы и узнаем все про мультяшное закулисье.
- В начале 60-х, когда я учился в школе, ввели обязательный предмет - производственная практика. Я в то время уже увлекался фотографией (естественно, фотоаппарат "Смена" за 14 рублей) и втайне мечтал снимать кино. А тут предложили проходить практику на студии "Союзмультфильм". Студия имела два отделения - кукольных и рисованных фильмов. Я попал на студию рисованных. Располагалась она (да по-моему, и сейчас располагается) в бывшем храме на опять-таки бывшей Каляевской улице. Сейчас ее переименовали в Долгоруковскую.
Кстати, насчет Каляева. Как личность очень интересный - поэт, эсер, террорист-бомбист. Совершил покушение на брата царя и был казнен. Отказался писать прошение о помиловании. Терроризм и убийство отвергаю, но как личность он, безусловно, человек сильный. Отвлекся что-то.
Чтобы понять, как работает студия, надо иметь представление о том, как вообще показывается фильм. Тогда еще не было цифровой техники. Носителем являлась кинопленка. Скорость показа - 24 кадра в секунду. Таким образом, простое движение, происходящее за одну секунду, разбивалось на 24 фазы. В проекционном аппарате есть грейферный механизм, который перемещает пленку на один кадр. Далее открывается заслонка, кадр освещается и проецируется на экран. Затем заслонка (обтюратор) закрывается и грейфер перемещает пленку еще на один кадр. И так происходит 24 раза в секунду. При такой скорости и чередовании кадров с последовательными фазами создается впечатление плавного движения. Я к чему все это рассказываю? В среднем мультфильм идет минут 10, т. е. 600 секунд. А за каждую секунду проходит 24 кадра и на каждом из них какая-то фаза движения. Итого 14400 кадров на один фильм! И в случае рисованного мультфильма каждый из них надо нарисовать. Я уже точно не помню, может быть и немного реже делают фазы, но в любом случае их количество огромно.
Студия - это огромное производство. Художник сначала рисует все персонажи. Основные сцены. Основные положения персонажей. Начальную и конечную фазу каждого движения. Далее другие рисовальщики прорисовывают промежуточные фазы.
Когда готовы несколько последовательных движений, их снимают на пленку по одной фазе на кадр. Это все пока еще в тонких линиях, практически только контуры. Пленку укладывают в кольцо и много раз прогоняют на экране. Тут происходит уточнение и дальнейшая правка. Затем каждый кадр наносят на целлулоидный лист размером примерно А4 и заливают краской внутри контуров.
На студии есть отдельное производство по подготовке красок. Красок такое количество, что их даже и нельзя толком назвать по цвету - они все пронумерованы. Для тщательного перемешивания их прогоняют через через валки. Если кто помнит, на первых стиральных машинах были такие резиновые валики, через них протягивалось мокрое белье для отжима. Тут принцип тот же, только валки огромные и металлические. Краска прогоняется последовательно через несколько таких пар и приобретает необходимую консистенцию при мельчайших размерах красящего вещества. Снимают опять-таки покадрово. Затем происходит озвучивание.
Я тут нарисовал картину в самых общих чертах, может что-то упустил, где-то ошибся. Но в основном в то время было так. Даже из краткого описания должно быть понятно, что производством мультфильма занимались в то время десятки если не сотни людей.
Я тут нарисовал картину в самых общих чертах, может что-то упустил, где-то ошибся. Но в основном в то время было так. Даже из краткого описания должно быть понятно, что производством мультфильма занимались в то время десятки если не сотни людей.
На студии было два кинозала. В малом, как я уже говорил, проводили чисто технические работы. В большом проводили просмотры и озвучивание. Мне повезло - меня поставили киномехаником в большой зал. Учеником, конечно. Пленочные фильмы состоят из отдельных частей. Каждая часть на бобине 300 метров и уложена в жестяную круглую коробку. Фильм показывают с двух проекторов поочередно. Когда в одном часть заканчивается, на экране мелькает некая метка, которую зрители и не замечают, а вот механик должен ловко и незаметно для зрителей остановить один из проекторов и запустить другой. После чего бобину надо снять, перемотать и уложить обратно в коробку. Первым моим заданием была как раз эта перемотка. Мне показали - понял? Понял. Действуй! Я взял рулон пленки и повернул его горизонтально. Середина тут же ушла эдакой воронкой вниз и передо мной очутилась гора спутанной пленки длиной 300 метров. Механик мрачно посмотрел на меня и сказал одно только слово - лопух! Я не возражал. Перемотка этой запутанной кучи пленки заняла не меньше часа. Впоследствии я ошибок больше не делал и мы с механиком были даже в очень дружеских отношениях.
Работать в большом зале было очень интересно. Особенно наблюдать за процессом озвучивания. Тут мне довелось видеть таких знаменитостей - Папанова, Вицина, Рину Зеленую и многих других. Интересно было за ними наблюдать - они как бы превращались в своих рисованных персонажей. Рычали, когти показывали, по-звериному оскаливались - не просто читали, а проигрывали текст.
Часто проводился дубляж иностранных фильмов. Это ведь теперь все упрощено, идет какой-то закадровый текст. А тогда было строго - русское звучание должно было совпадать с артикуляцией дублируемого актера, который говорил на своем языке. Тогда дубляж тоже был искусством.
Озвучивали и документальные фильмы, там все проще - убирался закадровый текст и наш артист читал нужный вариант. При мне работали над документальным фильмом "Америка глазами француза". Название уже говорит за себя. В то время нам вообще было в диковинку все, что творилось за бугром, а тут два часа совершенно удивительных съемок! Но не надо забывать, что в это время в СССР секса не было! Поэтому из фильма безжалостно вырезались кадры с женщинами топлес. Сейчас в каждом втором фильме, в том числе и по ТВ, и не такое увидишь, а тогда при просмотре этого фильма в кинобудку приходил какой-то тип и распоряжался учеников удалить. Я это сразу вспомнил, когда увидел в фильме "Добро пожаловать или посторонним вход воспрещен" сцену с перекрытием экрана в момент, когда король тискал какую-то даму.
Но тем не менее, я посмотрел этот фильм неоднократно, а несколько кадров с полуодетыми женщинами не сделали из меня маньяка. К слову, у механиков каким-то образом оказался ролик со всеми вырезанными эпизодами и сотрудники студии мужского пола тайком приходили их смотреть.
Однако начал я с мультфильмов и ими же и закончу. Сейчас, в век цифровой техники и компьютерной графики, технология производства мультфильмов безусловно изменилась. Изменились и сами фильмы. Много каких-то схематичных, условных персонажей. Я не брюзга и не разделяю мнение о том, что раньше и небо было синее, и трава зеленее. Однако в современных мультфильмах я не вижу того душевного тепла, которое было в фильмах, сделанных практически вручную.