О чем мечтают книги?
Россия, уездный город N, 2014:
Волей случая, довелось мне быть в уездном, как бы сказали в позапрошлом веке, городе N, проездом. Стоял серый осенний день, как и многие дни в это время года и месяца ноября. Вечереет уже так рано, что совсем было не понятно, а был ли день, и за окнами стали видны лишь мелькающие фары автомобилей и нечастые на окраине города фонари. От безделья, доставшегося мне на радость, я стала свидетелем истории, имевшей продолжение многое время спустя, в других местах, в других странах.
В обычном провинциальном городе N в обычной библиотеке заканчивался обычный рабочий день, коих пять в неделю и двадцать один в месяц. Библиотекари работали: в полголоса обсуждали каталоги, словно это были секретные материалы специальных служб, перебирали формуляры в сотый раз за неделю, составляя отчеты о посещаемости и списанных книгах. Удивительнее всего было то, что посетитель - человек редкий в этом месте, но формуляры должны заполняться… и заполняются тщательнейшим образом, не смотря ни на что. Ведь какую-никакую зарплату платят. Невольно вспоминается Гоголь с его «Мертвыми душами», и особенно Коробочка, вошедшая во вкус, продавая эти самые мертвые души… Всегда удивляла этакая безмятежность и неторопливость, тянущаяся, как пастила, такая же густая и вечно неизменно-липкая. Как только попадаешь в библиотеку, в обычную, в провинциальном русском городке, сразу ощущаешь себя в мире тишины и покоя, словно муха, прилипшая к сладкому блюдечку: уже и есть не хочется, и улететь нет сил, лапки завязли в сахарном сиропе; здесь мирок, где никогда и ничего не меняется, все замирает, перестает существовать в реалиях и, порой, даже не реагирует на твое присутствие, будто и нет ничего из-вне, только формуляры, только мертвые души и прилипшие мухи… Видимо, тот день был особенным, звезды сошлись, пустив по другому руслу привычное течение событий обычной библиотеки и уездного города N в целом. Мужчина средних лет, аккуратно одетый и с рюкзачком, нарушил покой и тишину библиотеки, просто войдя в нее и мягко прикрыв за собой дверь. Он не сразу решился обратиться к кому-либо из библиотекарей, потому что они были заняты рассматриванием каких-то цветных буковок, с их стороны изредка слышались глубокомысленные сдавленные голосом восклицания: «Нужно с наклоном… Нет, давайте обведем фломастером… А лучше, без букв вообще…» Поистине, статичное и завораживающее спокойствием действо! Подождав еще минут семь, нежданный гость произнес:
- Простите, здравствуйте.
- Здравствуйте... Что вы хотели? - в ответе-вопросе слышалась, скорее, досада, ведь оторвали от дел.
- Я хотел бы просто у вас посидеть, почитать, отдохнуть! У меня три часа до моего автобуса, хочу побыть в библиотеке, я давно не был...
- А вы у нас записаны?
- У Вас я не записан, я проездом в вашем городе, возможно, первый и последний раз... Такое настроение, знаете ли, когда совсем не хочется газет и кофе, но так будет приятно взять в руки томик стихов и пролистать пару страниц! - мечтательно, с легкой улыбкой, обращенной к библио-дамам, сказал мужчина с рюкзачком.
- Вам надо записаться! Обязательно! - заволновались библиотекари.
- Ну хорошо, записывайте. А я могу где-то посидеть, отдохнуть и почитать? - мысль уюта и книжной романтики не отпускала посетителя.
- А что вы хотите читать? - встали в позу библиотекари, видимо, навыки общения с читателями совсем атрофировались у них в силу редкости первых.
- Ну, я сам определюсь, вы скажите, где могу побыть с книгами, я пойму, чего мне хочется.
- В коридорчике есть стульчик, вы можете на нем посидеть, только тихо! Или в
компьютерном отделе, но однозначно, вы будете нам мешать, мы работаем, у нас важное дело!
- Да, я вижу! Вы очень заняты... - на лбу мужчины пролегла полосочка, говорившая, что он некоторым образом удручен. - А могу ли я посидеть в читальном зале, ведь у вас он есть?
- Но... библиотекарь читального зала у нас на больничном, читальный зал закрыт, а пустить вас одного туда мы не можем, а сидеть с вами там нам некогда, поэтому мы можем записать вас на абонемент, но сидеть вам негде! И если вы возьмете книги, как вы их нам вернете, вы же проездом?
Терпение мужчины было безграничным, но и оно имело пределы:
- Простите, я ничего не понял! Я хочу посидеть у вас часа три и отдохнуть с книгой, я не хочу ничего у вас забирать и уносить! Я могу просто побыть в тепле с книгой в руках? Это возможно у вас в библиотеке?
- Возможно, но нужно записаться, иначе мы не выдадим вам книги. Но читальный зал у нас закрыт, приходите через неделю! Видите, даже стулом задвинута дверь!
- Я не хочу через неделю, у меня автобус через три часа, я хочу сейчас. А стул у двери я вижу.
- Мы можем записать вас на абонемент!
- Запишите, куда хотите, всего три часа я могу посидеть у вас тихо-тихо, с книгой в руках?
- Ну а где вы будете сидеть? - библиотекари искренне недоумевали, что за посетитель такой несговорчивый! Столичный франт, тфу ты, Господи.
- Знаете... я думаю… я, пожалуй, пойду... пойду, схожу попью кофе и почитаю новости в планшете. Мне очень жаль, что все так сложно у вас тут.
- Но вы поймите, нам некогда. У нас Зинаида Пална на больничном...
- Здоровья вашей Зинаиде Палне... Мужчина закрыл за собой дверь, ушел в кафе. Мертвые души печально смотрели ему в след из своих формуляров, а книги, только почувствовав надежду быть взятыми и согретыми теплыми живыми руками настоящего читателя, снова сиротливо забились на полки в ожидании следующего случайного посетителя...
Страна Северной Африки, 2014:
В туристический город на побережье Средиземного моря мы собирались давно, не один раз планировалась эта поездка, да только вот сейчас удалось все реализовать: по железной дороге от отеля час езды, и вот уже шагаем по улицам с пальмами, по порту с частными яхтами, в сторону центра. Мои товарищи, люди довольно образованные, имеют необходимость постоянно читать, что мне было по началу в удивительно: в моем окружении люди редко так погружены и преданы чтению, не новости в интернете, а именно книги и толстые серьезные газеты. Притом, чтение происходит на нескольких языках - английском, арабском и французском, именно поэтому в связи с этим маленьким путешествием было запланировано также посещение библиотеки. 
Улочки перетекали одна в другую, мы пересекали перекрестки на светофорах, соблюдая правила, прошли мимо автошколы, ее я определила по характерным рисункам на входе в здание, и подошли к двухэтажному белоснежному особняку, обнесенному высоким каменным забором, в лучших традициях колониального периода в этой стране.
И тут поподробнее, потому что это была не обычная библиотека, а библиотека при посольстве Франции, о чем свидетельствовала металлическая табличка на колонне ворот. Внутри дворика под раскидистыми деревьями, пальмами в основном, нас остановил военный со сканером, на французском языке попросил предоставить удостоверения. Товарищи предоставили, в отношении меня произошел разговор, окончившийся тем, что мне дали добро на посещение библиотеки в качестве гостя. Далее последовал личный досмотр вещей всех посетителей, и вот мы вошли в само святая святых, где на деревянных стеллажах покоятся их величества книги. Книг так много, все рядками стоят на полках, а полки и стеллажи образуют лабиринты из зала в зал, так кажется, что стены состоят из книг. Тишина! И среди этого королевства за компьютером сидит французская библиотекарша, дама лет сорока. Знаете, как происходит учет книг в библиотеке при французском посольстве? Книга заносится в электронный формуляр, и затем информация считывается на пластиковую карту-пропуск через терминал, которую имеет каждый зарегистрированный посетитель. Точно так же производится списание, когда книга сдается назад. Особенно тщательно отслеживаются сроки сдачи книг, я это поняла по тому, как мои товарищи ответственно подходили к этому вопросу. Не знаю, штрафуют ли должников, мы не доводили дело до наказаний. Пока мои товарищи блуждали рядами книг, меня, незарегистрированную посетительницу, проводили в читальный зал и дали на выбор несколько книг и свежих новостных газет на английском, единственном доступном для меня языке, чтобы не скучала: я выбрала книгу по фотографированию, судя по тексту и нарисованным схемам, учебник для начинающих, года выпуска 2004-го. Листая, осмотрелась: в разном порядке вокруг стояли столы и кресла, высокие и низкие, журнальные, как мой; за столами сидели люди, простые взрослые люди и студенты, читали, писали, листали, пили воду. Зная, насколько душно и пыльно в библиотеках, была удивлена: помещение хорошо проветриваемое, воздух свежий, работает кондиционер. Осмелилась и попросила друзей, чтобы те договорились с библиотекаршей о фотосъемке, не разрешила: русская, с камерой, мало ли что, посольство все-таки, а вдруг, что напишет не так?
Европа, 2014:
Совершенно случайно, листая утренние издания, наткнулась на очень интересную информацию об опыте возрождения библиотек в Европейских странах. Оказывается, упадок интереса к храму книг происходит не только в России, в Европе так же люди уже давно предпочитают электронные издания. Не выходя из дома, не загромождая комнаты, можно найти любое издание любого автора в сети. Но! Есть огромное НО. Ничто не заменит чудесную дорогую книгу, в мягком переплете с тканевый основой; даже когда эта книга стара, ее ветхие страницы трогать особое удовольствие. Так вот, чтобы последние ценнейшие раритеты изданий не полетели на переработку и не превратились в утренний номер периодики, европейцы взялись за ум, ведь основная проблема состоит в том, что в библиотеки просто перестали ходить.
Что было сделано. Пространства и читальные залы библиотек превратили в комфортные комнаты-студии, где каждый читающий либо отдыхающий человек может придти и построить время со своими интересами и вкусами. Это может быть все, что угодно: интернет-пространство, столы и мягкие кресла-трансформеры, утонув в которых рождаются стихи о прекрасной даме, настольные игры в кругу друзей, рисование, лепка, дискуссии, музыцирование и просто свидания. На самом деле, множество людей уже устали находиться в виртуале, хочется живого общения, глаза в глаза, касаясь к рукам и хлопая по плечу. И что самое интересное, отложив гаджеты, человек вновь коснется к книге, как к чему-то необычному, завораживающему, давно забытому, но такому современному и актуальному сегодня.
Город Чехов, лето 2014:
Праздник города не задался, лил дождь, и холодный ветер срывал фотографии и картины с импровизированных веревочных витрин. На творческой аллее пели и плясали, читали стихи и показывали свое искусство фотохудожники. На выходе стоял стол, заваленный старыми книгами разного содержания. Год рождения их был так же различен: казалось, сюда попали издания с временным охватом в век, а то и более. Печальные книги, печальные истории: стали не нужны в домашних библиотеках, дети выросли, дети детей не интересуются чтением, книги времен перестройки, когда бумага была серой, а шрифт мелким и непропечатанным, да мало ли книжных судеб! Книги искали новых хозяев. И что вы думаете? Нашли же! Читают и ценят книги в нашем городе! Из пятидесяти томов остались с пяток, и те книги не унесли только потому, что их дорогие читатели не дошли до того стола, пошел ливень.
Более новые статьи:
- Ждать и догонять сложнее всего: Шенгенская виза по-польски. Часть 3 - 29/01/2015
- Польша, она же как Белоруссия: Шенгенская виза по-польски. Часть 2 - 27/01/2015
- Ванная цвета фуксии: Шенгенская виза по-польски. Часть 1 - 26/01/2015
- Восточная сказка, часть третья - 20/11/2014
- Восточная сказка, часть вторая - 19/11/2014







